Последствия внесения заведомо ложных сведений в технические планы на объекты капитального строительства.

Подробности
Опубликовано 30.06.2021 14:02
Просмотров: 440

Опыт надзорной деятельности свидетельствует о наличии фактов внесения недобросовестными кадастровыми инженерами заведомо ложных сведений в технические планы на объекты капитального строительства. Они являлись основаниями для направления прокурорами постановлений о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении кадастровых инженеров по ч. 4 ст. 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). В связи с изложенным, в целях профилактики подобных правонарушений и повышения правовой грамотности населения. разъясняем следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 1, ч.ч. 2, 9 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. ЕГРН состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

В целях ведения ЕГРН создается федеральная государственная информационная система ведения ЕГРН, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно статьям 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в кадастр недвижимости, как в федеральный информационный ресурс, подлежит внесению только достоверная информация.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости.

В соответствии с п. 10 и п. 10.2 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, некапитальные строения, сооружения, неимеющие прочной связи с землей, не являются объектами недвижимости, и сведения о таких строениях, сооружениях не подлежат внесению в ЕГРН.

Вместе с тем, имеют место случаи, когда кадастровыми инженерами, выполняющими кадастровые работы по заказу лиц, желающих поставить на кадастровый учет и зарегистрировать в ЕГРН свое право собственности на строения и сооружения, необладающие признаками объекта капитального строительства, в угоду заказчикам, незаконно, подготавливаются технические планы на такие строения, как на объекты недвижимости.

В последующем, на основании таких технических планов, содержащих недостоверные сведения, осуществляется постановка объектов, неявляющихся объектами недвижимости, на государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав заинтересованных лиц на такие объекты, тем самым совершается искажение сведений, содержащихся в ЕГРН, что недопустимо.

В соответствии с п.п. 1, 3 п. 2 ст. 29.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, а также соблюдать стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров; отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставленные заказчиком кадастровых работ документы содержат недостоверные сведения.

Учитывая изложенное, нарушение кадастровым инженером требований федерального законодательства, выразившееся во внесении заведомо ложных сведений в технический план, в том числе путем подготовки технического плана в отношении объекта, который не обладает признаками объекта капитального строительства, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.35 КоАП РФ.

Так, в 2019 г. и 2020 г. судом общей юрисдикции по результатам рассмотрения постановлений прокуратуры города о возбуждении дела об административном правонарушении два кадастровых инженера привлечены к административной ответственности по ч.4 ст.14.35 КоАП РФ, им назначено наказание в виде штрафа на общую сумму 45 тыс. рублей.

Более того, в случае выявления подобных фактов, у контролирующих органов, в частности у администрации г. Иркутска, появляются основания для обращения в суд с исковым заявлением о признании отсутствующим прав на такой объект, фактически не являющийся объектом капитального строительства, и снятии данного объекта с кадастрового учета.